⠀⠀⠀Это один из самых сильных инструментов самолидерства, но его нужно правильно использовать, впрочем, как и остальные.
Напомним, что самолидерство – это способность влиять на себя с целью интенсивного развития во всех областях своей жизнедеятельности.
⠀⠀⠀Мы будем говорить о том, как использовать работу с блоками на начальном уровне. Но даже на этом уровне она дает очень хороший и устойчивый результат. Чтобы применять этот инструмент на более глубоком уровне, нужно иметь большой опыт и желательно пройти обучение. Работа с блоками делится на следующие виды:
⠀⠀⠀1). Работа с эмоциональными наслоениями, в том числе с подавленными.
⠀⠀⠀2). Работа с убеждениями, которые тормозят Ваше развитие (назовем их «ложные убеждения»).
⠀⠀⠀3). Работа с блокирующими поведенческими стратегиями. Предлагаю рассмотреть каждый вид отдельно.

⠀⠀1. Мы реагируем на ситуации и людей эмоционально, а порой очень эмоционально
⠀⠀⠀И это воспринимается нами как само собой разумеющееся. Чаще всего мы реагируем негативно, но не показываем своих истинных эмоций, а подавляем их, чтобы не показаться достаточно агрессивными и неуживчивыми. Поэтому со временем в нас копятся эмоциональные шлаки, которые приводят к тому, что мы все более бурно реагируем на похожие ситуации, людей и сильнее замыкаемся в себе, выдавая все более резкие реакции.
⠀⠀⠀Когда реакция эмоционально насыщенная:
⠀⠀⠀а) расходуется много энергии и восполнить ее порой непросто;
⠀⠀⠀б) раскачивается наша психика, нервная система, мы сложно контролируем себя, становимся стрессонеустойчивыми и болезненно реагируем на происходящее.
⠀⠀⠀Такую модель поведения мы перенимаем от одного или обоих родителей. Мы тяжело переносим критику, пусть даже конструктивную, но при этом критикуем других, часто не отдавая себе в этом отчет. При таком подходе эмоциональные выплески осаживаются в нас в виде негативных эмоциональных блоков. Со временем их становится больше, и они проявляются в виде несдержанности, негативизма, дурного характера. Человек слабеет, тяжелее сдерживается и реагирует уже на более слабые раздражители, ему сложнее держать себя в руках, и от этого страдают прежде всего близкие люди.
⠀⠀⠀Не так мало людей, которые на работе, на людях одни, а в семье совершенно другие. Это связано с тем, что в нашем головном мозге чаще активизируется миндалевидное тело (центр страха), блокируется большая часть мозга, которая называется неокортекс и отвечает за рационально-аналитическое мышление, принятие решений. Человеку сложно мыслить, легче выдавать шаблонные рассуждения и сложнее выйти за рамки уже познанного, сложно принимать чужую точку зрения. Теряется легкость, снижается толерантность, исчезает эмпатия. Уходит спокойствие, благоразумие, исчезает творческий подход к решению задач. Поэтому важно освободиться от этих эмоциональных блоков. Каким образом? Лучше всего перенести эмоциональные блоки на бумажный носитель. Как Вы чистите компьютер, так и Ваш мозг нуждается в освобождении от всего лишнего и отягощающего. Для перенесения ненужного необходимо прописать все эмоции, от которых Вы решили избавиться, на бумагу. Почему лучше использовать именно такой способ? 80% людей – визуалы. Во время письма вы задействуете зрение, движение рукой - это активизирует области мозга, которые отвечают за визуальное и кинестетическое восприятие. Также, при письме Вы проговариваете текст про себя, из-за чего активизируется область мозга, отвечающая за аудиальное восприятие. Все это в сумме сильно активизирует мозговую деятельность. Только при проговаривании такой активности мозга достичь сложнее, поэтому результаты хуже. Кроме того, при прописывании могут внезапно вспомниться моменты, о которых Вы уже давно забыли. Это поднимаются старые эмоциональные блоки, и у Вас появляется возможность проработать то, что уже забыли, но что до сих пор сильно влияет на Вас.
⠀⠀Иногда усиленная эмоциональная реакция объясняется не произошедшей ситуацией, а воспоминаниями, которые находятся глубоко в нас и о которых мы давно забыли. При таком способе многое действительно всплывает в памяти, а значит, с этим уже можно работать.
⠀⠀Кроме того, при прописывании Вы как будто заново проживаете ситуации, эмоции, но уже гораздо меньшей интенсивности. Это больше напоминает прививку, только эмоциональную. Поэтому в дальнейшем Вам становится легче переносить похожие негативные ситуации. Со временем уменьшается раздражение и Вы выходите из порочного круга постоянных реакций на одни и те же раздражители. При этом Вы не только экономите энергию, но и вырабатываете позитивную, Вам становится легче, и многое уже кажется не таким сложным, легче выходить из состояния тупика. Хорошо, когда отрабатываются все области жизни, на которые у Вас возникают реакции. Но невозможно убраться в квартире один раз на всю жизнь, так и с помощью этого способа невозможно убрать свою эмоциональную нагруженность раз и навсегда. Поэтому этот инструмент лучше использовать не только для восстановления после неприятных ситуаций, но и для профилактики, чтобы стать более эмоционально устойчивым ко всем раздражителям.
⠀⠀Отработка эмоциональных наслоений
⠀⠀
Пример: Надежда 35 лет, поссорилась со своей мамой из-за очень неприятного разговора по поводу того, что она поздно приходит домой. Подобных ситуаций у нее накопилось много. В итоге она всегда очень болезненно реагировала на критику со стороны мамы. Не ходила встречаться с друзьями, подружками, т.к. боялась долго задерживаться и снова провоцировать скандал с мамой. Она так и не смогла поговорить с ней, объясниться как взрослый человек. Уже в начале разговора она срывалась на крик, уходила в свою комнату и закрывалась. Мама очень сильно обижалась на нее, такая ситуация мешала им обеим.
⠀⠀Так как эмоциональных наслоений накопилось очень много, Надежда болезненно реагировала на маму и поэтому не хотела близких отношений с кем-либо. У нее не было близких подруг, хотя знакомых было не мало. Так же она болезненно реагировала в отношениях с молодыми людьми и это создавало дополнительные проблемы.
⠀⠀Она начала работу с того, что стала на бумагу выписывать все свои чувства, которые подавляла, особенно по отношению к маме. Каждый раз после скандала она прописывала свои эмоциональные состояния: что она чувствовала сильное раздражение, гнев, злобу, желание уйти от мамы, злость к маме, злость на то, что она выросла, а мама ее опекает, злилась, что не дает ей вырасти, что мама виновата в ее несложившейся личной жизни.
⠀⠀Теперь она менее болезненно реагирует на мамины замечания, меньше закрывается и стала спокойнее разговаривать с мамой. В ходе разговоров выяснилось, что у мамы такие же проблемы, они стали делиться друг с другом своими мыслями, переживаниями, проявлять чувства, атмосфера в семье стала доброжелательной и спокойной. Видя положительные результаты, Надежда стала постоянно прописывать свои эмоции и чувства, и со временем это вошло в привычку. Кроме того, она создала свой дневник, в котором делилась всеми своими переживаниями, волнениями и открытиями. Стала более позитивной, открытой, перестала боятся общения с людьми, особенно с мужчинами. В ее случае не понадобилась очень глубокая работа, достаточно было вытащить все наслоения непроявленных и проявленных эмоций. Она стала более жизнерадостной, научилась контролировать эмоциональные всплески и зная, что их можно всегда отработать, стала более увереннее и спокойнее. Дружба с мамой способствовала улучшению взаимоотношению со всеми окружающими, в том числе и с мужчинами.
⠀⠀Этот метод дает прекрасные результаты, когда человеку сложно контролировать свои эмоции при очень сильной реакции на кого-либо или что-либо. Когда убираются эмоциональные наслоения, легче понимать себя и других людей.
⠀⠀
⠀⠀2. Работа со сложными убеждениями, которые блокируют и ограничивают развитие (ложные убеждения)
⠀⠀
Как правило, люди не задумываются о своих убеждениях, не понимают их значимости. Поэтому особой работы с ними не происходит. Люди идут на поводу у тех убеждений, которые сформировались в детстве.
⠀⠀Убеждения – это некий код, который в нас «впаивают». Это биопрограмма, которую мы просто реализуем в течение своей жизни.
⠀⠀Все свои убеждения лучше всего именно прописывать, но для начала важно найти ложное убеждение. При этом нужно учесть, что большинство убеждений находятся на подсознательном уровне, поэтому мы чаще всего о них даже не догадываемся.
⠀⠀Как же тогда найти их?
⠀⠀1. Задайтесь целью найти убеждения и держите эту цель в уме в течении всего времени работы.
⠀⠀2. Пропишите ситуацию, которая Вас беспокоит и на которую сложно повлиять или изменить. Желательно прописать подробно, с деталями, чувствами, последствиями. Сильно не напрягайтесь, размышляйте, не забывайте о первом пункте. Ищите убеждения. У всех это происходит по-разному: кто-то сразу находит, кому-то нужно больше времени, у кого-то оно идет на уровне предположения (может быть, это…?). Если Вы выходите на убеждение в виде предположения, то продолжайте его раскручивать дальше, главное идите, не останавливайтесь до тех пор, пока не выйдете на состояние некого инсайта, озарения. Иногда это просто спокойное понимание своего убеждения. Еще раз напоминаю, что у всех происходит по-разному.
⠀⠀3. Пропишите убеждение, которое Вы нашли, со всеми вытекающими из него следствиями. Когда ложное убеждение выйдет на свет, оно не будет так сильно влиять на Вас, и вы будете в состоянии его проконтролировать. Таким образом Вы освободитесь от ложных убеждений. Нужно ли создавать на месте ложного убеждения другое, более правильное? Дело в том, что не всегда даже самое хорошее убеждение влияет на нас положительно. Главное – нейтрализовать те убеждения, которые ограничивают и блокируют. Свобода — это когда Вы действуете по своему выбору, желанию, а не по управлению Ваших убеждений, тем более ложных. Когда-то мы их сформировали, в них была необходимость, но время идет, мы меняемся, появляются другие задачи, и убеждения, которые раньше Вам помогали, теперь становятся тормозом для Вашего развития и достижений. Поэтому важно найти те убеждения, которые нас блокируют и нейтрализовать их. Еще раз обращу внимание, убеждения лучше искать, отрабатывая те ситуации, которые негативно влияют на Вас или на которые Вы болезненного реагируете. При хорошей работе с блоками Вы испытываете удовольствие, радость, спокойствие, приходит желание действовать, позитивный настрой, уверенность в себе, повышается самооценка. Напомню, важно отписать еще и следствие, которые приносят найденные ложные убеждения. Для этого важно подробно прописать ваши чувства от ситуации, конкретные последствия в жизни, работе, отношениях, изменения в Вас самих.
⠀⠀Пример: Виктор, 40 лет, женат, двое детей, руководитель крупной компании. Проблема: беспокоят плохие отношения в семье и коллективе. Было много конфликтных ситуаций и все они были похожи. Это приводило к обиде супругов друг на друга и переживанию, что они уже чужие люди, и, возможно, придется думать о разводе. На работе формальное отношение с коллегами, нередко бывают конфликты с заместителями и руководителями отделов.
⠀⠀Он работал по схеме:
⠀⠀1. Определил цель. Его цель – найти убеждения, которые создают проблемы в отношениях с близкими людьми и коллегами.
⠀⠀2. Описал ближайшую ситуацию, которая произошла у него с женой.
⠀⠀Претензии жены на то, что они редко говорят по душам, что она не может поделиться с ним переживаниями, чувствами, дети его боятся, и у нее складывается ощущение, что они не любят друг друга и т.д.
⠀⠀Когда он прописал эту ситуацию, вышел на то, что от него все требуют проявления чувств, в виде похвалы, замечания их достижений, проявление позитивных чувств, близкие просили, чтобы он находился в семье, а работу оставлял за порогом дома. Сотрудники требовали от него, чтобы он видел в них людей, понимания и дружелюбной атмосферы в коллективе.
⠀⠀Пришло понимание, что он совсем не проявляет чувств, особенно на работе, стесняется их и считает чувства абсолютно ненужными ни в семье, ни в работе. В ходе работы Виктор обнаружил убеждение, что чувства — это слабость, мужчина всегда должен быть сильным, а руководитель еще сильнее. Именно эти убеждения явились причиной плохих отношений в семье и на работе. Он не проявлял чувств, обсуждал только деловые темы, бытовые вопросы, решал финансовые проблемы, давал деньги и этим ограничивался. Когда разговор заходил о чем-то другом, всегда затыкал окружающих деньгами и его излюбленными фразами: «Я же вам плачу», «За что я вам плачу?», «Сколько тебе денег нужно? Сходи одна, купи себе что-нибудь». Другими словами, он откупался и заменял чувства деньгами, материальным обеспечением. В итоге из-за этого убеждения Виктор решил отказаться от проявления чувств, сконцентрировался только на решении материальных проблем, не развив в себе навыка проявлять чувства. В итоге стал холодным, внутреннее одиноким. Внешне Виктор хорошо воспитан, старался всех подавить интеллектуально, делал упор на компетентность, силу и финансовую стабильность.
⠀⠀Отработка найденных убеждений привела его к пониманию, что без чувств невозможно построить хороших отношений ни в семье, ни на работе, что чувства это важная составляющая жизни. Замена чувств материальными и денежными вознаграждениями приводит к проблемам в семье и коллективе. Инсайт для него, что чувства — это сила, а сильному человеку не нужно защищаться от проблем. Он принял решение учиться проявлять чувства, что давалось ему тяжело, но семья и коллектив на его изменения отреагировали очень хорошо и он продолжил работу с поиском других своих ограничивающих убеждений. Стал интересоваться собой, своим поведением и тем, какое влияние он оказывает на своих близких, коллег и бизнес.
⠀⠀И таких примеров множество, когда убеждения приводят к серьезным проблемам в семье и в профессиональной деятельности.
⠀⠀Как Вы видите, чаще всего наши убеждения формируются еще в детстве, они навязаны близкими, социумом. Многие убеждения первоначально кажутся хорошими, но к сожалению, они нас очень ограничивают. Хочется привести еще пример по поводу убеждения «мальчики никогда не плачут». В одном тренинге участвовали родители с детьми. Дети тоже находили свои убеждения и работали с ними. Дима, 10 лет, также прописывал те ситуации, которые его беспокоили, это были прежде всего его взаимоотношения с родителями, особенно с отцом. Он вышел на убеждение, что мальчики никогда не плачут. Когда он нашел это убеждение, у него была очень сильная эмоциональная реакция, он встал посреди зала и в одно мгновение из спокойного ребенка превратился в ураган всех эмоций и чувств, которые у него накопились за долгое время. Он стал плакать, кричать: «Почему вы мне с самого детства не разрешали плакать, а вы понимаете, как мне было больно, обидно и страшно!?». Самое интересное, после этого выплеска очень поменялись отношения в семье, особенно с мамой. Родители даже не догадывались о переживаниях и страданиях, которые испытывает их сын. Никто из них не мог даже подумать, как сильно работает якобы хорошее убеждение на их ребенка, какую боль это доставляет. Он очень долго говорил о том, что его беспокоит, о том, как он живет, что его никто не понимает, что он не хочет взрослеть, боится своих родителей, боится всего.
⠀⠀Это ситуация была одна из самых ярких при работе с убеждениями. Вся группа оказалась в шоке, и никому не нужно было даже объяснять, как сильно убеждения влияют на нас и наших детей. Все было понятно без слов. Затем началась цепная реакция у взрослых и детей, и они с азартом находили те убеждения, которые их блокируют. Освобождаясь от убеждений, они освобождались от гнета, внутренних оков, в которых они находились много лет. Сложно переоценить состояние свободы, когда мы вольны делать выбор, когда мы начинаем доверять себе, решать, что нам делать. Часто нам кажется, что в свободе нас ограничивают обязательства, должности, люди, но в основном это внутренние ограничения, наши убеждения. И не обязательно только негативные.

⠀⠀3. Работа с блокирующими поведенческим стратегиями.
⠀⠀Какое Ваше поведение или бездействие мешает Вам? Что Вы хотели бы изменить в поведении? Кому-то хочется избавиться от прокрастинации, лени, бездействия. Кому-то наоборот, от торопливости, перфекцнионизма, гиперответственности. Для любого блокирующего поведения есть своя причина. Чаще всего это проявление нашего защитного поведения, когда мы боимся чего-то, переживаем, имея уже негативный опыт, хотим повлиять на себя, ситуации, людей. Мы действуем при этом из лучших побуждений, например: мама кричит на ребенка – это блокирующее поведение? Да. Но она ведет себя таким образом из-за переживаний, страха. Что бы мы не делали - это продиктовано нашими благими намерениями, как мы думаем, любовью и заботой. Если внимательно понаблюдаете за собой, за окружающими, можно увидеть примеры такого блокирующего поведения.
⠀⠀Так что же делать? Для начала нужно понять, почему это происходит. Не выяснив причины, Вы не сможете повлиять на свое блокирующее поведение и изменить его. Давайте рассмотрим этот пример дальше. Почему мама кричит? Причина: она боится, хочет повлиять на ребенка, видит в нем что-то, что она хотела бы изменить. Идет эмоциональная реакция на страх, который возник из-за поведения ребенка.
Поведение ребенка
страх матери
эмоциональная реакция, крик
(защита матери себя и ребенка)
⠀⠀⠀Как Вы понимаете из этого примера, причиной данного блокирующего поведения является защита ребенка. Очень важно спросить себя при таком поведении: «Чего я боюсь?» В этом случае скорее всего страх, что ребенок может себе навредить и пораниться. Не забывайте, что Вы часто пытаетесь изменить ситуацию наикратчайшим путем. Если ребенок тянется к оголенному проводу, тогда крик обоснован, это наиболее быстро и результативно, что скорее всего заставит ребенка отдернуть руку и даст родителю время предпринять более серьезные действия для защиты ребенка.
⠀⠀⠀Но чаще всего нами движет необоснованный страх, намек на него и при многократном повторении данная реакция переходит в блокирующее поведение и затем создает блокирующую поведенческую стратегию, которую человек использует во всех подобных ситуациях. Такая стратегия не только блокирует нас, но и негативно влияет на близких, окружающих. На упреки по поводу такого поведения чаще всего отвечают объяснениями о своей любви, целесообразности и о том, что не могут иначе, даже если следуют извинения, в любом случае, блокирующие поведенческие стратегии приводят к разобщенности людей, разрушают отношения и не только. И в этом примере с испуганной матерью мы имеем дело с подобным поведением. Раз испугавшись за ребенка, она зафиксировала себя в таком блокирующем поведении и частое использование такого поведения (крик) создало у нее блокирующую поведенческую стратегию – всегда, когда она переживала или боялась за ребенка, она кричала. Изменить такое поведение можно только выйдя только на ее причину, нахождение блокирующей поведенческой стратегии и замене ее на другую.
⠀⠀⠀Работа с блоками, как Вы видите, это сложная работа, требующая навыка и глубокого подхода. Но те результаты, которые Вы получите, трудно переоценить. Влияя на себя, Вы оказываете сильное и благотворное влияние на близких, коллег, окружающих, более того, на ситуации, компанию, бизнес, атмосферу в семье, вокруг Вас.

⠀⠀План работы с блоками:
⠀⠀⠀1. Сначала отработайте эмоциональные блоки, т.к. их немало, первое время старайтесь прописывать их каждый день. Это даст Вам эмоциональную уравновешенность.
⠀⠀⠀2. Затем перейдите к работе с ложными убеждениями. Она более глубокая и требует серьезного осмысления себя, своего поведения, профессиональной деятельности, отношений в семье и с коллегами. Благодаря работе с убеждениями Вы уберете свою зашоренность, и Вам будет намного легче принимать верные решения.
⠀⠀⠀3. Отработайте свои блокирующие поведенческие стратегии, для этого найдите, как Вы обычно реагируете на те или иные ситуации. Найдите стратегии, которые Вы используете при таком поведении. Выйдите на причину возникновения данной стратегии, осознайте, почему Вы это делаете и замените эту стратегию на более позитивную и адекватную.
⠀⠀⠀При работе с блоками обращайте внимание на работу с другими инструментами, такими как самонаблюдение, самомониторинг и проявление чувств. С их использованием работа с блоками проводится более легко, быстро и глубоко. Не переживайте, если данная работа покажется Вам трудоемкой, полученные результаты оправдают все Ваши временные и энергетические затраты.

⠀⠀Послесловие:
⠀⠀⠀Если Вы используете самолидерство для компенсации своих недостатков, а не для своего развития, то сложно ожидать хороших результатов. Компенсация недостатков и развитие - два разных подхода. Хотя внешне поведение может ничем не отличаться, но результат будет разный. Если Ваши действия направлены на развитие, то Вы получите долговременный результат, удивительные находки, состояние наполненности, сильной внутренней мотивации, проявления инициативы, вовлеченности и большого интереса. Если же самолидерство используется как укрепление своих защитных позиций, то это приведет к дополнительным энергозатратам, ожиданию быстрых результатов, настроенности только на результат, подпитке своего эгоизма. Конечно, и в этом случае самолидерство в начале дает всплеск, энергонасыщенность и результаты, но рано или поздно приведет к состоянию ступора, озлобленности и разочарования. Очень важно иметь неэгоистическую цель и понять смысл всего, что Вы делаете.

⠀⠀Примечания:
⠀⠀⠀Инструментов самолидерства не мало, какой же из них выбрать? Стоит ли использовать все инструменты? Начинайте изучать и использовать тот инструмент, который для Вас наиболее привлекателен и понятен. Как только он для Вас станет привычным и Вы его будете применять с легкостью, а порой и с удовольствием для решения основных задач, учитывая стратегии самолидерства (самопознание, управление энергиями, постоянное совершенствование), то приступайте к освоению следующего инструмента. И так до тех пор, пока не освоите все инструменты самолидерства.
⠀⠀Изучение каждого инструмента – это ступенька к своему развитию. Чем больше инструментов вы будете применять, тем быстрее получите результат. Порой результаты бывают ошеломляющие и в них сложно поверить. Происходит восстановление здоровья, обретение психологической и физиологической молодости, создаются замечательные отношения, семьи, легко проходит воспитание детей, получается оказывать влияние на себя и окружающих, создавать человеческий бизнес, реализовываться в своем призвании и предназначении